Экономика

Как умирает американский производитель самолетов Boeing и при чем тут Россия

29.10.2024 6 мин. чтение
Boeing оказался на грани выживания

Странные смерти и небезопасные детали: скандал вокруг корпорации Boeing

СюжетАвиацияАмериканский аэрокосмический гигант Boeing оказался на краю гибели? «НИ» разобрались, что довело знаменитую компанию до такой ситуации, есть ли у нее шанс на выживание и как все это может повлиять на российскую космонавтику.

Мария Соколова

Исполнительный директор Boeing Келли Ортберг на недавней пресс-конференции намекнул, что руководство рассматривает вариант избавления от космического подразделения. Формально корпорация имеет два дочерних предприятия: Boeing Commercial Airplanes, создающее гражданские авиалайнеры, и Boeing Defence, Space & Security, специализирующееся на космических и военных разработках. Вот последнее могут разделить.

Исполнительный директор Boeing Келли Отберг рассматривает вариант продажи космического подразделенияИсполнительный директор Boeing Келли Отберг рассматривает вариант продажи космического подразделения. Фото: jingletree.com

Как Boeing потерял космос

Boeing и мировая космонавтика неразрывно связаны. Для США Boeing — это примерно как РКК «Энергия» для России. Boeing создал первую ступень ракеты Saturn V, которая доставляла астронавтов на Луну, модули американского сегмента МКС Unity и Destiny, а также платформу для постройки тяжелых геостационарных спутников связи.

Наследие у компании очень богатое и невозможно недооценить ее вклад в мировую космонавтику. Но с недавних пор что-то пошло не так. Все началось в 2010 году, когда Boeing взялся за разработку космического корабля CST-100, позже получившего название Starliner.

Космическая история Boeing началась с создания лунной ракеты Saturn VКосмическая история Boeing началась с создания лунной ракеты Saturn V. Фото: pinterest.com

История эксплуатации кораблей Space Shuttle подходила к концу, и в США остро встал вопрос, на чем же отправлять людей в космос. Сначала Boeing получил от NASA грант в 18 млн долларов на разработку корабля и обещал, что он будет готов к полету в 2015 году. В 2014-м Boeing вместе со SpaceX Илона Маска стал победителем конкурса на создание пилотируемого космического корабля и получил от космического агентства аванс на 4,2 млрд долларов.

Boeing получил от NASA 4,2 млрд долларов на создание космического корабля на замену Space ShuttleBoeing получил от NASA 4,2 млрд долларов на создание космического корабля на замену Space Shuttle. Фото: russia7.ru

Илон Маск выполнил контракт, и теперь корабль Crew Dragon успешно возит людей на МКС и обратно, а также совершает индивидуальные миссии с космическими туристами. А вот у Boeing дела не заладились. К 2015 году ничего готово не было — первый полет перенесли на 2018-й.

В отличие от Boeing компания SpaceX Илона Маска успешно создала и эксплуатирует пилотируемый корабль по заказу NASAВ отличие от Boeing компания SpaceX Илона Маска успешно создала и эксплуатирует пилотируемый корабль по заказу NASA. Фото: nasa.gov

По факту первый испытательный полет получилось провести только в 2019 году, но он закончился неудачей. Starliner из-за череды различных сбоев и ошибок в программном обеспечении не смог добраться до МКС — корабль был вынужден вернуться на Землю уже через два дня.

Второй испытательный полет также откладывался несколько раз (задержка составила два года) — он был совершен только в мае 2022-го. Первый пилотируемый полет в 2024 году тоже не избежал задержек и переносов сроков, но завершился тем, что астронавты Сунита Уильямс и Бутч Уилмор на восемь месяцев застряли на МКС в ожидании эвакуации на корабле Crew Dragon.

Все три испытательных полета Starliner сопровождались неисправностями и отказами техникиВсе три испытательных полета Starliner сопровождались неисправностями и отказами техники. Фото: nasa.gov

Для Boeing это означает повторную сертификацию Starliner по новым правилам и неопределенные задержки сроков реализации программы. А исполнения контракта, по которому были получены 4,2 млрд долларов, никто не отменял.

19 октября 2024 года в космосе случилась беда совсем другого характера: спутник Intelsat 33е, обеспечивающий связь в Европе, Африке и Азии, просто сам по себе взорвался и разлетелся на десятки обломков, создав на орбите завесу из мусора. Ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт считает, что в спутнике могло взорваться топливо.

Нюанс в том, что этот спутник построен на платформе Boeing 702MP. Его запустили в космос в 2006 году, проработать по плану он должен был до 2031 года. И это уже второй спутник серии Intelsat, который не осилил своего срока службы. Intelsat 29e просуществовал лишь три года.

Уже два телекоммуникационных спутника Intelsat на платформе от Boeing прекратили свое существование раньше срокаУже два телекоммуникационных спутника Intelsat на платформе от Boeing прекратили свое существование раньше срока. Фото: wikipedia.org

У Boeing сейчас есть два ведущих проекта в сфере космонавтики, и оба оказались провальными. Восстановить испорченную репутацию будет очень сложно, тем более что проблемы у Boeing не случайность. Неудачи преследуют и авиационное, и оборонное подразделения.

Как Boeing теряет деньги

Когда-то, в далеком прошлом, Boeing умел очень хорошо строить самолеты. Компания даже стала одним из двух ведущих производителей гражданских лайнеров. Из конкурентов остался только европейский Airbus.

Но в марте 2017 года Boeing выпустил четвертое поколение своего самого популярного узкофюзеляжного самолета — 737 MAX. Один из них разбился уже 29 октября 2018-го по пути из Джакарты в Панкалпинанг, погибли 189 человек. Следующая катастрофа случилась 10 марта 2019 года под Аддис-Абебой, жертвами стали 157 человек. В обоих случаях причиной был сбой в системе, которая должна автоматически стабилизировать самолет.

Критические ошибки в разработке Boeing 737 MAX были выявлены после гибели почти 350 человекКритические ошибки в разработке Boeing 737 MAX были выявлены после гибели почти 350 человек. Фото: thepointsguy.com

После этих случаев авиационные регуляторы большинства стран мира запретили эксплуатацию этих самолетов, а сама компания в 2019 году не смогла оформить ни одного нового заказа на свои лайнеры.

Расследование показало, что программное обеспечение было написано с ошибками, а в топливных баках самолетов валялись забытые тряпки и инструмент, новый тренажер для подготовки пилотов не был создан, а результаты внутризаводских испытаний были сфальсифицированы. Неудивительно, что авиакомпании стали массово отказываться от этих лайнеров.

Производство Boeing 737 MAX было временно остановлено в 2019 годуПроизводство Boeing 737 MAX было временно остановлено в 2019 году. Фото: dzen.ru

Казалось, что дело наладилось после исправления ошибок и повторной сертификации самолетов в 2020 году, но в январе 20240го у такого Boeing на высоте 5 км над Аляской просто отвалилась дверь. Расследование показало, что в креплении двери просто отсутствовали некоторые болты. После этого случая поставки самолетов данной модели сократились почти на треть.

Этого все еще мало? Получайте: 7 мая Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) начало расследование относительно другой модели самолета — Boeing 787 Dreamliner. Регулятор подозревает, что компания фальсифицировала результаты проверки надежности крепления и заземления мест соединения крыльев с фюзеляжем.

Проверки крепления крыльев к фюзеляжу Boeing 787 Dreamliner могли быть фальсифицированыПроверки крепления крыльев к фюзеляжу Boeing 787 Dreamliner могли быть фальсифицированы. Фото: seekingalpha.com

Вдобавок ко всему на заводах Boeing рабочие не прекращают забастовку, требуя повысить зарплату. Ежемесячно она приводит к потере порядка 1 млрд долларов, по итогам III квартала 2024 года Boeing получил убыток на 6,17 млрд долларов, а за 9 месяцев 2024-го — 7,97 млрд долларов — следует из финансовой отчетности компании. Из них 5,88 млрд долларов пришлись на авиационное подразделение, а 3,15 млрд — на военно-космическое. Но руководству компании не привыкать: Boeing не вылезает из убытков с 2019 года.

Забастовка сотрудников Boeing приносит компании убытки на 1 млрд долларов ежемесячноЗабастовка сотрудников Boeing приносит компании убытки на 1 млрд долларов ежемесячно. Фото: spokesman.com

Свидетели умерли. Как Boeing пытается выйти из кризиса

Руководство компании Boeing после череды неудач взяло твердый курс на исправление ситуации и… в 2023 году повысило годовую зарплату на 45% (до 32,8 млн долларов) исполнительному директору Дэвиду Кэлхуну. На фоне сокращения зарплат рабочим — смелый шаг. Это стало поводом для его допроса в Сенате летом 2024 года.

На что ушли эти деньги, Кэлхун внятно ответить не смог, а вот Сенат предоставил доклад, в котором есть свидетельские показания о том, как в 2023 году перед приездом проверяющих на заводе прятали некондиционные детали самолетов, а потом доставали и устанавливали их.

Бывшему главе Boeing Дэвиду Кэлхуну пришлось оправдываться в Сенатае США о выявленных махинациях и своей зарплатеБывшему главе Boeing Дэвиду Кэлхуну пришлось оправдываться в Сенатае США о выявленных махинациях и своей зарплате. Фото: finance.yahoo.com

Вообще, быть свидетелем в деле против Boeing — опасное занятие. В марте 2024 года со смертельным огнестрельным ранением был найден Джон Барнетт, который ранее работал менеджером по контролю качества на заводе Boeing. В 2019-м он выступил с заявлением о проблемах в корпорации, а в начале 2024-го попросил власти о включении в программу защиты информаторов.

А 1 мая 2024 года от внезапной и тяжелой инфекции скончался Джошуа Дин, который давал показания о неправильно просверленных перегородках в корпусе Boeing 737 MAX. В свою очередь, инженер Сэм Салехпур на выступлении в Сенате утверждал, что ему угрожали в течение нескольких лет за то, что он доносил до менеджмента опасения об опасности конструкции Boeing 787 Dreamliner.

Свидетель по делу против Boeing был найден мертвым — по официальной версии, он сам застрелилсяСвидетель по делу против Boeing был найден мертвым — по официальной версии, он сам застрелился. Фото: dzen.ru

Теперь новое руководство Boeing (Дэвид Кэлхун на заседании Сената подал в отставку) пытается спасти дело, влезая в огромные долги. В ближайших планах — выпустить акции на 10 млрд долларов и депозитарные расписки на 5 млрд долларов. Всего компании для оздоровления требуется 25 млрд долларов — это 2,43 трлн рублей по текущему курсу!

Что будет с Boeing и при чем тут Россия

В таком состоянии Boeing выглядит ходячим трупом. Но есть мнение, что эта корпорация слишком велика и значима, чтобы просто так обанкротиться. Во-первых, компания выпускает военную технику, включая истребители и транспортные самолеты, во-вторых, на корпорацию работают 170 тыс. человек — большинство из них в США, в окрестностях Сиэтла. Boeing выполняет роль «штатообразующего» предприятия.

Boeing создал порядка 170 тыс. рабочих местBoeing создал порядка 170 тыс. рабочих мест. Фото: pinterest.com

И если не будет Boeing, то кто насытит мировой рынок самолетами? Один Airbus с этой задачей не справится. В Китае с прошлого года летает Comac C919 собственной разработки, но в первую очередь производитель удовлетворяет потребности локальных авиакомпаний из КНР.

Китайский самолет Comac C919 ориентирован на внутренний рынокКитайский самолет Comac C919 ориентирован на внутренний рынок. Фото: telegiz.com

В России о готовности конкурировать с Boeing и Airbus на днях заявил глава Ростеха Сергей Чемезов.

— Мы конкурировали еще в советское время, и я на 100% уверен, что мы можем это делать и сегодня.

Вот только конкурировать пока нечем. Серийный выпуск самолета МС-21, по словам Сергея Чемезова, должен начаться лишь в следующем году. Проблемы же, связанные с импортозамещением, до сих пор не решены. Вице-премьер Денис Мантуров подтвердил, что полностью отечественная версия получилась слишком тяжелой и не может выполнять полеты на заявленную дальность.

Изначально МС-21 в версии на 211 человек способен преодолеть только 5 тыс. км вместо ранее заявленных 6 тыс. км. На плановый показатель МС-21, по словам Мантурова, сможет выйти укороченная версия.

— Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140–150 человек.
Импортозамещённый самолет МС-21 не может обеспечить заявленную дальность полетаИмпортозамещённый самолет МС-21 не может обеспечить заявленную дальность полета. Фото: tutu.ru

Вот и получается, что дальнобойных и при этом вместительных лайнеров в РФ нет и не предвидится. Без самолетов Boeing со временем может быть нарушена стабильность пассажирских перевозок и в нашей стране.

Конечно, российские авиакомпании находятся под санкциями и так просто закупать новые иностранные самолеты не могут. Но Минтранс РФ обсуждает с Казахстаном возможность совершения каботажных перевозок. То есть авиакомпании из Казахстана получат право выполнять внутрироссийские рейсы. Сейчас такое право есть только у отечественных авиакомпаний.

Проблемы Boeing — это больше, чем просто проблемы отдельно взятой иностранной компании. Они могут оказать влияние на каждого жителя РФ.