Развлечения

«Алиса не любит гостей». Кинотеатры после ультиматума прокатчиков перестают тайком показывать западное кино

19.04.2024 4 мин. чтение
Фото: Сергей Коньков / ТАССПоделитьсяПоделиться

Российские кинотеатры до 12 мая убрали из расписания нелегальные показы западного кино, проводившиеся в рамках «аренды» или «предсеансового обслуживания». Первым на это обратил внимание «РБК», «Фонтанка» проверила сайты сетей и отдельных кинотеатров, обычно показывающих петербуржцам западное кино без прокатных удостоверений, и, действительно, не нашла таких показов.

Коллегиальное решение не выглядит добровольным, несмотря на официально распространяемый с 9 апреля призыв «Ассоциации владельцев кинотеатров» за подписью ее главы Алексея Воронкова «поддержать российские фильмы» и «полностью отказаться в этот период от контента, не имеющего официального правообладателя на территории РФ».

Незадолго до объявления «акции» кинотеатры стали получать ультиматумы от крупных прокатчиков, настоятельно требовавших убрать из сетки показов пиратские сеансы западных лент на ближайшее время.

Первыми о соответствующей рассылке по кинотеатрам рассказало профильное издание Cinemaplex: 15 апреля там сообщили, что рассылку с рекомендацией «воздержаться от демонстрации альтернативного контента» на период проката фильма «Сто лет тому вперед» сделала компания «Централ Партнершип».

«В производство, маркетинг, техническую и организационную работу, связанную со стартом релиза, было вложено очень много человеческих и финансовых ресурсов, — приводило цитату медиа. — Нам кажется, что фильм заслуживает адекватной постановки на ваших экранах и возможности спокойно отработать в соответствии со своим потенциалом».

«Фонтанка» обратилась за комментариями в компанию-прокатчик, однако их не получила. Тем временем из кинотеатров продолжали сообщать, что пожелание — не голословно: пролонгация «ключей» (проще говоря, доступа к фильму для его трансляции в кинотеатре) будет проводиться каждые пару дней — и только в случае выполнения просьбы о паузе на пиратские фильмы.

Однако вскоре стало известно, что подобные просьбы последовали и от других прокатчиков, уже не связанных с новым блокбастером об Алисе Селезневой. Так, некоторые кинотеатры рассказали тому же Cinemaplex о посланиях от «Атмосферы кино», которая, в свою очередь, могла не давать ключи от своего (но, кстати, уже западного) блокбастера «Падение империи», также сейчас неплохо собирающего в кинотеатрах. А «Карропрокат» якобы замотивировал свою просьбу прокатом отечественного «Блиндажа».

Источник «Фонтанки» в кинотеатральном бизнесе подтвердил получение «рекомендаций» от Ассоциации владельцев кинотеатров, ЦПШ и «Атмосферы кино». Но при этом добавил, что у той же «Дюны: Часть вторая» и без того было пять недель проката, а «остальные фильмы без маркетинговой поддержки показали себя крайне слабо» (например, «Годзилла и Конг: Новая империя» и «Охотники за привидениями»). Так что, скорее всего, кинотеатры и так бы не стали показывать в ближайшее время нелегальный контент.

А вот что касается перспектив продления ограничения, уже предрекаемых экспертами в СМИ, они, по мнению источника «Фонтанки», выглядят уже более опасно для кинобизнеса.

«Лето пустое, показывать, кроме Голливуда, будет совсем нечего, — а там и «Каскадеры», и «Дэдпул и Росомаха», и «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», — объяснил наш собеседник. — Вот если там будут кинотеатры стращать, то проще совсем закрыться и перепрофилировать помещения».

По мнению участника рынка, за «добровольной акцией» «Ассоциации владельцев кинотеатров» может стоять в том числе Министерство культуры: ранее оно не выдало прокатное удостоверение ожидаемому фильму Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел» (прокатчик — «Вольга»), прокат которого во многих странах мира начался 19 апреля. И это также можно трактовать как «расчистку поляны» под определенные отечественные релизы.

Сама практика освобождать отечественный прокат на перспективные даты (вроде новогодних или майских праздников) от западных картин — не нова и появилась еще при Владимире Мединском. Однако она состояла в переносе дат релизов популярных западных картин ради громких и поддерживаемых властью российских фильмов при выдаче прокатных удостоверений. И с ростом популярности нелегальных показов Минкульт отчасти лишился этого рычага управления. Но теперь, возможно, возвращает подобным образом.

Хотя сама министр культуры Ольга Любимова участие своего ведомства в процессе отрицает. 19 апреля она дала в МИА «Россия сегодня» пресс-конференцию, на которой прокомментировала происходящее.

«Мы с интересом смотрим на то, как сама «бактериальная среда», как отрасль кинематографии взрослеет и учится работать внутри правового сегмента, — когда крупнейшие прокатчики говорят публично российским крупнейшим киносетям [...]: «Мы не будем давать вам в показ и будем отнимать ключи от наших фильмов-миллиардников, если вы будете глушить его ворованным контентом и продолжать зарабатывать непонятно на чем». В этом Министерство культуры не принимало никакого участия».

Министр также сравнила кинотеатры, зарабатывающие пиратским контентом, с видеосалонами 90-х, где можно было смотреть что угодно, и содержание фильмов не контролировалось, — выступив против такой практики.

«Как только в принципе разрешается воровство — неважно, что украдут: итальянское, американское, российское или сербское — украдут все, — заключила министр. — Покажут кое-как, непонятно в каком качестве. И мы, вся индустрия, шагая вперед, делаем 20 шагов назад, делая вид, что поддерживаем российские киносети. Российские киносети государство поддерживало всегда, и в самое тяжелое время 4 миллиарда 200 миллионов рублей было выделено российским киносетям по время ковида для их поддержания и сохранения. Сейчас самое тяжелое время позади, мы видим, какие невероятные успехи делает отрасль и как российский зритель голосует и «Пушкинской картой», и своим личным рублем за то, чтобы идти на российское кино».

Напомним, ранее статистика ЕАИС (Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах) показала, что в первые уик-энды марта «Дюна: часть вторая», не идущая официально в России, занимала лидирующие строки в структуре лучших сборов выходных, принося кинотеатрам более 100 миллионов рублей за уик-энд. Аналогичная ситуация наблюдалась в российском прокате после выхода фильма «Барби».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Фото: Сергей Коньков / ТАСС