Общество

920 миллиардов в тени: налоговики взялись за автоперевозчиков

13.01.2025 2 мин. чтение

Федеральная налоговая служба (ФНС) начала проверки транспортно-логистических компаний (ТЛК), чтобы выявить масштаб финансовых нарушений, которые, по оценкам участников рынка, достигают 920 миллиардов рублей в год. Среди «серых» схем особенно популярны выплаты зарплат в конвертах, незаконное возмещение НДС и уклонение от оплаты в системе «Платон».

Теневая сторона автоперевозок

Согласно исследованию Общественной потребительской инициативы (ОПИ), более половины компаний выдают зарплаты неофициально, что приводит к недоплате налогов и страховых взносов. Представители ассоциации «АвтоГрузЭкс» уточняют, что налоговые потери из-за таких схем составляют около 300 миллиардов рублей ежегодно.

Дополнительные махинации связаны с использованием двух юридических лиц для оптимизации налогов. Одна компания работает на общей системе налогообложения и принимает затраты, другая – на упрощенной, таким образом «серые» перевозчики получают возмещение НДС, не ведя реальной деятельности. Такие схемы усложняют работу ФНС, поскольку официальные документы выглядят правдоподобно.

В обход «Платон»-а

Еще одной лазейкой для экономии служит уклонение от оплаты проезда по системе «Платон». Многие водители скрывают номера или используют устройства для блокировки сигналов ГЛОНАСС. Потери бюджета от таких действий оцениваются в 120 миллиардов рублей в год.

Возможные решения

Законопослушные участники рынка предлагают несколько путей обеления отрасли. Среди них: 

- Снижение ставки НДС до 10%, что сделает махинации экономически невыгодными. 

- Введение цифрового реестра перевозчиков, где будут учитываться параметры налоговой и трудовой добросовестности. 

- Увеличение штрафов за уклонение от оплаты дорог до 30 тысяч рублей. 

- Переход на электронные транспортные накладные. 

Представители крупных компаний считают, что снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, например, до 15%, также поможет сократить объем нелегальных схем.

Перспективы

ФНС уже поручила региональным управлениям провести проверки. Первые мероприятия начались в Свердловской и Нижегородской областях. Однако многие эксперты считают, что контрольных мер недостаточно, если не снизить ставки налогов и не внедрить цифровизацию.

Крупные перевозчики выражают надежду, что ужесточение контроля не только устранит недобросовестную конкуренцию, но и повысит качество услуг на рынке. Однако смогут ли предложенные меры действительно обелить отрасль, покажет время.