Общество, Технологии

Цены на автомобили растут: почему скидки остались в прошлом и что ждет рынок?

10.01.2025 2 мин. чтение

В 2025 году российский автомобильный рынок столкнулся с новой реальностью: скидки на автомобили исчезают, а цены продолжают стремительно расти. Наиболее заметное удорожание зафиксировано у китайских марок Haval, Tank, а также отечественного УАЗа. По данным проекта CARgument, с конца декабря 2024 года по начало января 2025 года цены на иномарки выросли на 100–500 тыс. рублей, а отечественные модели прибавили около 80 тыс. рублей. 

Многие эксперты удивлены решением производителей отменить скидки в условиях затоваренности складов. Осенью автодилеры активно пополняли запасы, стараясь импортировать как можно больше машин до повышения утилизационного сбора. Логика подсказывает, что такие издержки, как простой автомобилей (по оценкам, это 2–3% от их цены ежемесячно), требуют ускоренного сбыта. Однако ситуация на рынке оказалась более сложной. 

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков связывает текущую динамику с несколькими факторами: нестабильным курсом рубля, высокой ключевой ставкой и увеличением себестоимости производства. «Держать цены на прежнем уровне становится невозможно. Первое полугодие 2025 года, вероятно, принесет небольшое, но устойчивое удорожание машин», — отмечает эксперт. 

Влияние на ценообразование оказывает и утилизационный сбор, который продолжает повышаться. Хотя изменения с 1 января не так значительны, как в октябре прошлого года, автопроизводители уже закладывают рост в стоимость. Китайские бренды, такие как Tank и Haval, ощутимо подняли цены на свои модели — на 200–500 тыс. рублей. Несмотря на это, некоторые марки, например, Omoda и Evolute, наоборот, расширили свои скидочные программы. 

По словам президента Союза автомобильных дилеров России Вячеслава Жигалова, китайские производители пытаются компенсировать рост себестоимости, растягивая подорожание во времени. Однако значительное повышение цен неизбежно. «Импортные автомобили не дорожают синхронно, но процесс удорожания будет продолжительным и ощутимым», — уверен эксперт. 

Дополнительным фактором давления на рынок стали дорогие автокредиты. По словам автоэксперта Олега Мосеева, потребительское поведение будет определяться экономической ситуацией: «При сохранении текущего курса рост цен в первом полугодии составит около 7%. Снижение ключевой ставки могло бы оживить рынок, но в ближайшей перспективе этого ожидать не стоит».  Аналитики прогнозируют, что в 2025 году рынок легковых автомобилей в России сократится на 10%, а объем продаж не превысит 1,4 млн единиц. Учитывая этот спад и продолжающийся рост цен, водителям остается лишь приспосабливаться к новым экономическим реалиям.