Экономика

Дефицит бензина в России: власти поддерживают нефтяников, а потребители готовятся к росту цен

14.10.2025 2 мин. чтение

Осенью 2025 года в России усилился дефицит бензина — на заправках всё чаще исчезают популярные марки АИ-92 и АИ-95. Первыми с нехваткой столкнулись в Крыму, где ввели ограничение: не более 20 литров на человека. Однако проблема быстро распространилась — перебои наблюдаются в Новосибирской, Томской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областях, Карелии, а также на Урале. Причиной стали остановки оборудования на нефтеперерабатывающих заводах, включая Киришский и Омский НПЗ, что привело к задержкам поставок и удвоению сроков логистики.

На фоне кризиса президент подписал указ о моратории на обнуление топливного демпфера до 1 мая 2026 года. Ранее механизм предполагал, что при превышении оптовыми ценами установленного порога (60 450 руб./тонну для АИ-92 и 57 200 руб./тонну для дизеля) нефтяные компании теряли право на государственные компенсации. Однако уже с июня 2025 года биржевые цены значительно превысили эти уровни — до 74 262 руб. за тонну АИ-92 и 79 182 руб. за АИ-95. Мораторий позволяет нефтяникам продолжать получать субсидии даже при высоких ценах, что должно стимулировать выпуск топлива, но не ограничивает его стоимость для потребителей.

Федеральная антимонопольная служба по-прежнему рекомендует удерживать рост цен в пределах инфляции, но за последний месяц бензин подорожал на 2,2%, а за год — более чем на 24%. Независимые АЗС всё чаще сталкиваются с перебоями поставок и вынуждены работать в убыток или закрываться — к концу октября может исчезнуть 2–2,5% заправок.

Таким образом, приоритет властей — обеспечить наличие топлива на рынке, даже ценой его удорожания. Потребителям же остаётся готовиться к дальнейшему росту цен на бензин.