Экономика

Не могут или не хотят: почему большинство зарубежных компаний осталось в России

16.04.2024 3 мин. чтение
Эти компании ушли из России совсем, но таких меньшинствоЭти компании ушли из России совсем, но таких меньшинствоЭксперты утверждают, что иностранный бизнес, поспешивший покинуть Россию после начала СВО, частично возвращается в нашу страну.СюжетСанкции

Иван Зубов

Украинские экономисты составили и ведут специальный реестр Leave Russia, в котором перечислены около 3700 зарубежных компаний и брендов. Судя по нему, к началу весны 2024 года полностью избавились от своих активов в России только 365, то есть меньше 10%. Год назад их было 7%.

Кроме того, 505 компаний готовятся уйти, 701 остановила свою деятельность, но сохраняет юридические лица и активы, 397 ограничили число операций, 145 перестали инвестировать в свое развитие. И, наконец, 1647 компаний никуда не уходили и делать этого не собираются.

Список ушедших из России компаний по версии американских экономистовСписок ушедших из России компаний по версии американских экономистовФото: Соцсети

Примерно такой же реестр ведут американские экономисты из Йельской школы менеджмента, но у них картина несколько другая. Правда, и выборка значительно меньше: из 1400 компаний 538 ушли полностью, 503 приостановили операции, еще 154 ограничили часть операций.

Уйти оказалось дороже, чем остаться

Только датчане захотели продать «Балтику», как Россия ее национализировалаТолько датчане захотели продать «Балтику», как Россия ее национализировалаФото: Соцсети

Ограничение операций тоже выглядит по-разному. К примеру, авиационный гигант — Airbus, связи с российскими авиакомпаниями разорвал, однако продолжает покупать в России титан. А вот крупнейший производитель алкогольных напитков Bacardi, хоть и обещал уйти, но при этом нанимает новых сотрудников.

По данным The New York Times, общие убытки компаний, ушедших из России к концу 2023 года, составили $103 млрд. Многие компании не уходят, считают эксперты, поскольку им хочется минимизировать убытки, но российские власти активно препятствуют этому.

Чтобы продать свой бизнес в России, нужно не только найти покупателя, но и согласовать со специальной правительственной комиссией все условия ухода, включая и цену. Эксперты напоминают также, что в конце 2023 года российские власти решили поднять «добровольный взнос» для уходящих из России компаний с 10 до 15% от стоимости активов.

Но договоренность с потенциальными покупателями вовсе не означает, что сделка состоится. Так, пока датская пивоваренная компания Carlsberg ждала разрешения правительственной комиссии продать завод «Балтика», президент России неожиданно подписал указ о национализации этого завода, а также российских активов компании Danone. А феврале этого года стало известно, что Danone сможет продать свой бизнес лишь со скидкой 56%.

Вернулись через «черный ход»

Компания L’Occitane ушла из России «понарошку»Компания L’Occitane ушла из России «понарошку»Фото: Соцсети

Эксперты объясняют тот факт, что многие компании остаются в России, еще и психологическими факторами: эмоции по поводу начала СВО потихоньку сошли на нет, а потому и замерший вроде бизнес возрождается с прежним размахом.

Кроме того, есть много примеров формального ухода компаний из России и возвращения их через «черный ход». Так это случилось с французским производителем косметики L’Occitane. Он продал свое предприятие бывшим менеджерам, и сам же поставляет им свою продукцию через компанию, которую специально для этого зарегистрировал в ОАЭ. То же самое сделала американская компания Otis — крупнейший производитель лифтов, и японская Yokohama — производитель покрышек.

Эксперты издания Re: Russia считают, что нужно различать две разные ситуации: наращивание импортных поставок конечной продукции через не присоединившиеся к санкциям страны и поддержание сложившихся технологических цепочек локализации производства в России.

По их мнению, как раз к самому сильному экономическому ущербу ведет разрушение технологических цепочек, поскольку они обеспечивали присутствие в мировых процессах российских производителей, включая и качественные рабочие места в самой России. То есть наибольший ущерб наносят своим уходом именно компании, которые осуществляли производственную кооперацию.

В этой связи, эксперты обращают внимание на участников «большой нефтесервисной четверки» — американские компании SLB и Weatherford, которые, по их данным, так до конца и не ушли с российского рынка.