Общество, Экономика

Учителя на грани: нагрузка растёт, зарплаты падают, система трещит по швам

15.10.2025 3 мин. чтение

В новом учебном году российские педагоги столкнулись с жёсткой «оптимизацией» — на словах ради эффективности, на деле ради сокращения расходов. По всей стране учителям массово отменяют надбавки за проверку тетрадей, заведование кабинетами, квалификационные категории и классное руководство. В одних регионах выплаты сократили на 50%, в других — убрали полностью. В Иркутской области стимулирующие доплаты не выплачивают уже больше года, а обещанное с января 2025 года повышение зарплат так и осталось на бумаге.

Жалобы приходят из Тульской, Орловской, Рязанской, Оренбургской областей, Башкирии, Карелии, Хабаровского и Краснодарского краёв. Учителя, некогда считавшиеся опорой общества, всё чаще называют себя «новыми бедными».

Зарплата ниже МРОТ — но «всё в порядке»
Светлана, педагог сельской школы в Центральной России с 15-летним стажем, получает базовую ставку в 15 тысяч рублей за 18 учебных часов в неделю. Это ниже МРОТ, и лишь доплата от региона помогает достичь минимального уровня. При этом её реальная нагрузка — 32 часа в неделю. Даже с учётом «путинских» 10 тысяч за классное руководство и прочих мизерных надбавок её доход не дотягивает до 50 тысяч при средней зарплате по региону в 70 тысяч.

«У всех нагрузка больше нормы, — говорит она. — Но зарплата у меня такая же, как у коллег с высшей категорией. Это несправедливо».

И дело не только в деревнях. В Екатеринбурге учитель высшей категории с 30-часовой нагрузкой получает всего 25 тысяч рублей — при том, что цены там сопоставимы с московскими.

«Не хватает 0,2%» — иллюзия стабильности
Минпросвещения утверждает, что дефицита педагогов в стране почти нет — якобы не хватает лишь 0,2%. Однако, по данным Центра непрерывного образования РАНХиГС, при разумной нагрузке (1,25 ставки) нехватка составила бы 250 тысяч учителей. На деле педагоги работают на 1,9–2,1 ставки, особенно в крупных городах.

«Сокращение и без того низкой зарплаты — прямой путь к кадровому коллапсу», — предупреждает первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. По данным ВШЭ, 40% учителей уже вынуждены экономить на всём, кроме еды.

Внеклассная работа — бесплатно, по закону
Помимо уроков, педагогов обязывают проводить внеклассные мероприятия по шести направлениям воспитания — от патриотизма до экологии. Но эта работа не входит в нормируемую нагрузку и не оплачивается. При этом от учителей требуют планов, отчётов и достижения «воспитательных результатов».

«Мы приняли массу законов о воспитании, но ни один не сопровождался увеличением финансирования», — отмечает профессор ВШЭ Ирина Абанкина.

Контрасты, которые режут глаз
Россия входит в тройку мировых лидеров по результатам олимпиад, но при этом:

35% молодёжи считают Солнце спутником Земли;
30% уверены, что гены есть только в ГМО;
уровень базовой научной грамотности падает год от года.
«Это страна контрастов: с одной стороны — успехи на международной арене, с другой — системный кризис внутри», — констатирует Смолин.

Есть ли выход?
Эксперты предлагают три пути:

Пересмотр бюджетных приоритетов — платить педагогам не «по остаточному принципу», а в первую очередь.
Изменение налоговой системы — введение прогрессивной шкалы НДФЛ, как в США (до 37%) или Великобритании (до 45%).
Увеличение госдолга до разумного уровня — сейчас дефицит бюджета на 2026 год запланирован в 1,6% ВВП, хотя экономика способна выдержать и 3%.
Однако Минфин уже дал понять: повышать налоги для богатых не будут. А значит, пояса продолжат затягивать те, кто и так на пределе.

Что впереди?
Если ситуация не изменится, последствия будут необратимы: молодые люди не пойдут в профессию, где приходится работать на износ за нищенскую плату. Те, кто остаётся, — выгорают. А система образования, лишённая ресурсов и людей, рискует превратиться в формальность.

Как говорит заслуженный учитель России Евгений Ямбург:

«За равный труд в любой точке страны должна быть равная и достойная оплата. Иначе мы просто теряем будущее».

От себя лично добавим, что не жалко учителей, которые участвуют в фальсификации выборов.