В октябре россияне стали брать автокредиты на 37% реже по сравнению с сентябрем, свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Всего за месяц банки выдали свыше 86 тысяч ссуд на сумму в 123 миллиарда рублей. Что произошло с рынком автокредитования, и почему он стремительно падает?
Эксперты выделяют сразу несколько факторов, которые привели к снижению спроса на автокредиты. Во-первых, это высокие процентные ставки — в октябре средняя полная стоимость автокредита составила более 23%. Это не удивительно, учитывая, что Банк России в октябре поднял ключевую ставку до 21%, а в декабре прогнозируется её очередное повышение. В таких условиях заемщикам приходится переплачивать по кредитам почти 80% от стоимости автомобиля, что делает покупку в кредит практически невыгодной.
Во-вторых, с 1 октября произошло очередное повышение утильсбора — налога, который платят импортеры автомобилей. Увеличение сбора составило от 70 до 85%, что моментально отразилось на стоимости машин. Особенно подорожали импортные автомобили, из-за чего часть потенциальных покупателей предпочла отложить покупку или выбрать автомобиль с пробегом.
На фоне удорожания импортных автомобилей российские и китайские бренды стали пользоваться большим спросом. По данным ВТБ, около 41% выданных автокредитов пришлось на автомобили Lada, ещё 14% — на китайскую Chery, а 8,6% — на Changan. Также популярностью пользуются бренды Jetour, Haval, Geely, Omoda и Jaecoo, представленные китайскими производителями. В сегменте автомобилей с пробегом россияне чаще всего выбирают Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio — модели, которые были популярны на рынке новых машин семь-восемь лет назад.
Резкое падение спроса на автокредиты — это не просто временное явление. Аналитики ожидают, что в ноябре объемы выдач сократятся ещё на треть по сравнению с октябрем. Причиной этому станет не только высокая ставка ЦБ и подорожание автомобилей, но и новые регуляторные меры. Банк России ужесточил условия выдачи кредитов клиентам с высокой долговой нагрузкой, а также установил ограничения на полную стоимость автокредитов: 28% годовых для новых авто и 29% для автомобилей с пробегом.
На фоне снижения спроса дилеры вынуждены будут предлагать скидки, чтобы поддержать продажи. Однако эксперты предупреждают, что значительное удешевление автомобилей ждать не стоит, поскольку цены на импортные машины продолжат расти вместе с инфляцией и ослаблением рубля.
В условиях высокой волатильности на рынке автокредитования ситуация вряд ли улучшится в ближайшее время. Уже с 1 января 2025 года планируется очередная индексация утильсбора, что может привести к дальнейшему росту цен на автомобили и ещё большему сокращению спроса.